Почему в России так мало таксисток

Почему в России так мало таксисток? В Uber, по их собственным данным, водительниц 27% от всего числа водителей. Но ведь наши женщины не глупей или слабей американок, что же пошло не так?

Внезапно (день сегодня такой), в посте о заработках убер-водительниц в США мне было предложено ответить на вопрос, почему в России мало таксисток.
Что ж, пока у меня перерыв во второй смене, поделюсь нарытым.

Ключевое: каждый 2,5-нный живой человек в США — водящая машину женщина, в России это только каждый 42-й, разница в 17 раз. Факультативно: да, водителей-женшин в США больше, чем мужчин.
Покупательная способность в отношении автомобилей эконом-класса у женщин России меньше чем у американок в 5 раз.
Срок, за который женщина могла бы выкупить такое авто, тратя на выплату кредита не более 25% зарплаты в России — более 8 лет, американка — 1,5 года, то есть в те же 5 раз быстрее. При прожиточном минимуме ребенка, составляющем треть зарплаты матери в России, и включающем фактически хлеб и воду — кто ей позволит и как она сможет сама 8 лет четверть своей зарплаты отдавать за машину?

Почему? О, это очень интересно.

  1. Бедность. Состояние экономики в стране очевидно: всем плохо, женщинам хуже на 30% даже если считать только по зарплате, ничего нового, все в курсе.
  2. Обучение. Отсутствие в России практики массового доступного обучения автовождению в раннем возрасте — тогда как в США это часто факультатив при школе, и даже если ты еще не заработала на свое авто, научиться ты можешь, не сильно отвлекаясь от остальных своих дел, потому что ты еще школьница, а не жена-мать-работница с отсутствием времени. Помимо этого, многие мужчины в России обучаются вождению бесплатно, в рамках службы в армии, без отрыва от основного на этот момент занятия, и в дальнейшем применяют его и в частной жизни, и как средство заработка; у женщин в России такой опции нет. Отношение к женщинам во время обучения вождению также далеко от равного: многие бросают курсы на полдороги просто потому что невыносима травля со стороны инструктора.
  3. Найм. В России до сих пор (с 1974 года) действует законодательный запрет на найм женщин водителями большегрузных авто, фур, любого транспорта с рейсом длинней 8 часов, включая междугородние автобусы. Более 10 миллионов единиц автотранспорта в принципе не могут быть управляемы женщинами, а это почти каждый 5й автомобиль в стране. Водитель крупного транспорта — одна из двух наиболее востребованных в России групп рабочих специальностей, она оплачивается в среднем в 2,5 раза выше средней зарплаты, но доступна только мужчинам. В результате у женщин в России практически нет коммерческой мотивации учиться водить — применить этот навык для зарабатывания без рисковых вложений в собственное авто практически невозможно. Водитель-мужчина, управляющий даже не легковым авто, в любой момент имеет возможность «понизить класс», и пересеть в легковушку — у него есть квалификация, опыт и готовность водить авто за деньги.
  4. Дом и семья. В силу традиционных взглядов на роли и умственные способности людей разного пола в семье, в подавляющем числе семей машина — это вотчина и фактическая собственность мужа. Он решает, как ее использовать, как ее водить, кому ее водить, для чего использовать, и в постоянном режиме пользуется ей сам, «помогая» жене на свое усмотрение. Без постоянной практики женщине нет доверия, и даже если у нее есть права: получить машину, пока муж «устал» это риск конфликта, поскольку расценивается как покушение на его территорию. Таким образом даже при наличии «общей» машины возможность наработать на ней значимый опыт и использовать как средство заработка опять недоступно. Большинство водительниц — или женщины из семей сильно выше медианных доходов, где в семье больше одного авто, или разведенные\одинокие женщины, которые сами себя возят и сами себя обеспечивают.

Вот примерно поэтому таксистка в России — чудо уровня «Новый год чаще».

Статистика МинТранс России, ГАИ-ру, ООН, МинТранс США, МинТруда России.